Авторский стиль или публицистика
Многие копирайтеры, которые приступают к работе, думают, что создание текстов - это про творчество и самовыражение.
«Ух, щас как начну ТВОРИТЬ!» - думают они, потирая руки в предвкушении.
А реальность оказывается совершенно иной: заказчики скидывают технические задания, выдвигают определённые требования к текстам и даже смеют придираться к написанному.
В общем, выясняется, что копирайтинг - это не авторский стиль отдельно взятого человека, но целая трудоёмкая работа.
Плохие новости: творческим людям, возможно, это придётся не по нраву. Хорошие новости: если вы готовы много работать и изучать профессию, тренды, то вы сможете выработать навыки, которые необходимы для заработка.
На мой взгляд, в копирайтинге есть два вида творчества: авторский стиль и публицистика. По моему мнению, авторский стиль присущ почти каждому отдельному человеку, отдельной личности. У каждого есть определённые особенности написания текстов, выражения мыслей и эмоций на бумаге (в телефоне). Кто-то использует определённые фразы, у кого-то особые отношения с пунктуацией; есть словечки в лексиконе, присущие конкретному человеку.
И тут появляется важный момент, который связан с профессиональным копирайтингом: настоящий специалист обязан уметь подстраиваться под стиль другого человека.
Когда я начала работать с блогерами в 2018 году, мне было, откровенно говоря, не по себе - на тот момент я сотрудничала с агентством, где мне просто отдавали клиентов, и я писала им тексты.
Пост на тему материнства. Пост по техническому заданию от рекламодателя про ортопедическую обувь. Пост с надиктовки. Как и что делать - не объяснял никто. Что называется, методом тыка :)
Со временем приходит понимание, каким образом можно уловить авторский стиль, какие инструменты для этого использовать (об этом я расскажу попозже, поделюсь всеми своими лайфхаками). И как раз умение подстроиться под tone-of-voice заказчика, как сейчас принято говорить, - это умение на вес золота.
Идёт ли тут речь про ваш личный авторский стиль, которым вы, вероятно, обладаете? Нет.
Ваше умение самобытно выражать мысли на бумаге может пригодиться вам в двух случаях:
1
Вы хотите создать личный бренд и вести собственные социальные сети,
где будете делиться своими эмоциями и чувствами, экспертностью, какой-либо информацией на ваше усмотрение. Довольно ярко авторский стиль проявляется, на мой взгляд, у блогеров Ольги Савельевой и Тани Сельчанки. Вот примеры их текстов:
2
Вы сотрудничаете с коммерческим аккаунтом (пекарни, салона красоты, кафе, аквапарка - что угодно),
где одним из требованием является создание креативных и творческих текстов. Примеры таких постов:
Кстати, если речь идёт о коммерческом аккаунте, то тексты в нём могут быть отражением бизнеса (например, в офлайн-пространстве) и демонстрировать определённые «фишечки» общения между представителями бизнеса и клиентами. Плюс, конечно, важно не забывать про целевую аудиторию: писать для мужчин и для женщин, для мам и бизнес-леди - это совершенно разные задачи.
Теперь про журналистику. Думаю, что объяснять, что это такое, необязательно. Если обратиться к Википедии, то она даёт следующее пояснение этого слова:
«Деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ»
К средствам массовой информации интернет-журналистики относятся:
  • Новостные и развлекательные порталы (mail.ru, yandex.ru, woman.ru и другие)
  • Телеграм-каналы
  • Youtube-каналы
  • Информационные аккаунты в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook и так далее)
Не удивляйтесь, что в рамках этой лекции я затрагиваю именно журналистику - она тесно переплетена с публицистикой, и не сказать о ней я не могу. Интернет-журналистика (как, впрочем, и любой другой вид журналистики) отличается многотемностью. Как правило, одно СМИ не только рассказывает о разных сферах, но также сочетает в себе различные жарны. Например, когда я вела сайт агентства по заказу выступлений звёзд, я писала не только новостные статьи (о том, какой пост у себя в Инстаграм опубликовал Киркоров и как на него отреагировала публика), а также пост- и пресс-релизы (статьи о прошедших и предстоящих событиях: выступлениях, выпусках новых песен и клипов и так далее), интервью, различные очерки о звёздах шоу-бизнеса и прочее.
В Интернет-журналистике, в отличие от авторского стиля, в котором мы в основном ведём аккаунты блогеров/экспертов, есть свои правила написания текстов: начиная с заголовков и заканчивая последней точкой. И эти правила, конечно же, надо соблюдать, ведь речь идёт о классической журналистике, хоть она и «перенесена» в онлайн-пространство. В этом и заключается особенность публицистического стиля - как правило, это официально-деловые тексты, которые, однако, не лишены черт иных стилей. Именно публицистика - это, пожалуй, один из самых быстро меняющихся жанров.
На обоих интенсивах мы с вами проходим больше работу в Инстаграм и умение подстроиться под стиль блогера или эксперта, поэтому ни про авторское самовыражение для вашего блога, ни про журналистику в чистом виде я вам много не расскажу. Но, считаю, что упомянуть это стоит: вдруг вы захотите в дальнейшем переквалифицироваться и начать вести собственный блог или работать с интернет-изданием?

Приятного изучения дальнейших материалов!
Made on
Tilda