Создание чек-листов и гайдов: инструкция
Честно признаюсь, не очень понимаю, как можно научить писать гайды: это примерно то же самое, что и писать книги. Здесь фактически нет каких-то строгих правил, как, например, с написанием продающих текстов по формулам, но есть некоторые лайфхаки, которые могут здорово облегчить жизнь копирайтеру.
Всего за свою копирайтерскую карьеру я написала около 25 гайдов. Сколько чек-листов — не вспомню, гораздо больше.
Между двумя видами этих работ есть отличия. Гайд — это инфопродукт в текстовом формате PDF, объём которого — от 30 и более страниц А-4 (как правило, не менее 50).
Чек-лист - это инфопродукт в текстовом формате PDF, объём которого - менее 30 страниц А-4 (как правило, чек-листы создают для бесплатных вебинаров, и их размер не превышает 10 страниц).
И то, и другое - передача своих знаний посредством специального документа. Гайд более объёмный сам по себе, с наибольшим количеством информации без воды (это в идеале, разумеется). Чек-лист больше структурирован и написан, как правило, на одну тему. Например, если гайд — о фрилансе в целом, с подробностями о нескольких профессиях, о поиске работы на фрилансе, то чек-лист будет более тезисным: топ-5 способов поиска клиентов, 7 секретов успешных дизайнеров и так далее.
Мне проще объяснять именно на примерах удалённой работы, так как большинство гайдов, которые я написала, были связаны с этой тематикой.
Делюсь с вами секретами создания гайдов:
1
Структура
Это в первую очередь. С чего должен начинаться документ? Как сделать так, чтобы каждый последующий пункт плавно вытекал из предыдущего? Какое наполнение гайда заинтересует целевую аудиторию, которой будут его продавать? Очень важно на первом этапе работы продумать именно структуру, все главы, разделы.
2
Личность блогера
Если у человека, с которым вы сотрудничаете, есть определённые слова в лексиконе, то выпишите их себе, чтобы использовать в дальнейшем. Так аудитория не заподозрит, что гайд писал не блогер — плюсик вам в карму.
3
Поиск дополнительной информации
Посмотрите, что уже написано на конкретную тему в Интернете — это поможет не повторяться и углубиться в то, о чём вы пишете, подробнее. Если вы сделаете поверхностную работу, то людям это вряд ли понравится, и они начнут писать, что «это всё можно было бы найти в Интернете». Крайне рекомендую также использовать специализированную литературу по теме и черпать оттуда вдохновение и идеи.
4
Изучение конкурентов
Если тема, на которую вы пишете, вам знакома, вы можете знать, кто уже продавал инфопродукты, связанные с ней. Самое время перенять опыт: подсмотреть, что уже было сделано, и как это было подано. Какое было содержание у инфопродукта. Какой объём. Конечно, идеально, если вам это отправит непосредственно сам клиент. Изучение конкурентов - не обязательный, но часто помогающий пункт.
5
Пометки для дизайнера внутри документа
Например, если вы считаете нужным где-то добавить таблицу, оформить список особенным способом, то обязательно пропишите это цветом. Например, «ЗДЕСЬ НУЖНА ТАБЛИЦА - ПОМЕТКА ДЛЯ ДИЗАЙНЕРА» и выделите это зелёным. Так как работа над гайдом — это командная работа, и будет здорово, если вы будете уважать своих коллег.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: у вашего клиента должен быть набросок плана гайда, когда он к вам обращается за его написанием. Ваша задача — структурировать этот план. Если же подобная работа проведена не была, а от вас требуют создание содержания целиком, то это уже работа методолога. Вы можете взяться за неё, но это совершенно другие деньги. Например, создание продающей структуры гайда может стоит 5-10 тысяч рублей.
Теперь лайфхаки, которые облегчают создание чек-листом:
1
Пишите на языке аудитории
Зачастую чек-листы создают в качестве лид-магнитов, эдаких приманок для ЦА, либо для прогрева к продаже инфопродукта. Важно, чтобы чек-лист был понятен тем, кому он предназначен.
2
Тезисы
Важная отличительная черта чек-листа — это короткие выжимки на конкретную тему. В чек-листе не надо давать слишком много пользы (но и писать очевидные вещи из Интернета тоже не стоит).
3
Одна тема
Идеально, когда чек-лист создан на конкретную тему, на которую можно написать 3-7 страниц А-4. Не надо пытаться «запихнуть» в документ такого формата «Войну и мир».
И ещё один важный нюанс, который вы обязаны проверять, когда пишете гайды или чек-листы — уникальность. Обязательно копируйте написанное вами в text.ru, даже если вы пишете целиком и полностью из головы. Бывают такие коварные фразы, которые уже тысячу раз встречались в Интернете, и они могут всё испортить в плане уникальности. Ваша задача — сделать так, чтобы к блогеру/эксперту никто не придрался.
Made on
Tilda